Какучить уроки по истории.

1.      Прочитайте  текст параграфа учебника. Подумайте, о чёмговорится в нём. Сформулируйте основную мысль прочитанного.

2.      Подумайте,правильно ли заголовок параграфа отражает основную мысль содержания. Какие изфактов являются главными, характеризующими описываемое событие или явление?

3.      Предложитеновые варианты заголовка.

4.      Прочитайтетекст и расчлените его на логические части, выделите основную мысль каждойчасти, озаглавьте её.

5.      Составьтеплан прочитанного текста.

6.      Вспомните,что читали вы по этой теме в художественной литературе.

Как составить простой план по прочитанномутексту.

    Составить простойплан – это значит выделить последовательно главные мысли прочитанного текста исформулировать их в виде пунктов плана.

    Остерегайтесь озаглавитькаждый абзац текста. Иногда в одном абзаце может содержаться несколько важныхмыслей. В других случаях одна мысль может быть в нескольких абзацах.

    Прочитайте доконца текст, по которому составляете план, подумайте, о чём идет речь впрочитанном, что является главным, на сколько частей надо разделитьпрочитанное.

    Сформулируйтевыделенное, используйте форму назывного предложения, которое начинается сотглагольного существительного, такая форма предложения сразу обращает вниманиена главное, позволяет выразить мысль четко и конкретно.

Как составить сложный план по прочитанномутексту.

    Составить сложныйплан – это не только выделить последовательно главные мысли текста, но ираскрыть их содержание.

    Обозначьтеримскими цифрами основные пункты плана, отражающие главные, законченные мысли.Раскройте содержание этих мыслей, т.е.выделите законченные части данного пунктана подпункты, выделив самое существенное. Обозначьте подпункты арабскимицифрами.

    Если надо раскрытьсодержание подпунктов, пользуйтесь буквенными обозначениями.

     Составляя сложныйплан, правильно расставляйте знаки препинания.

    Помните! При составлении сложного планамы делили целое на части, при этом не может получиться меньше 2-х частей.

 Анализ исторических фактов.

1)    Опишитеявление:

А) укажите эпоху, место и время события;

Б) о ком, о чём идет речь?

В) назовите источники, по которым о нём узнали об ихдостоверности.

2) Раскройте сущность явления:

 А) какие стороны общественного строя, жизни страны здесь проявляются, ив чём заключаются их главные черты, изменения;

 Б) какие противоположности, противоречия, внутренние связи,закономерности лежат в основе явления, в чём причины возникновения данногоявления;

 В) определите особенности данного явления, его отличия от предыдущих.

3) Каковы перспективы развития данного явления:

А) в каких направлениях оно можетразвиваться;

Б) к каким последствиям оно можетпривести в условиях данной страны?

4) Оцените явление:

- прогрессивно оно илиреакционно, или прогрессивные стороны переплетаются в нём с отрицательными?

Памяткадля анализа геополитического положения страны

1. Территория и природно-климатические зоны.

2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса,реки.

3. Этнический состав населения и его численность, особенностирасселения этнических групп на территории страны.

4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средствасообщения внутри страны и с соседними странами.

5. Основные занятия населения.

6. Государства-соседи, протяженность границ, характерпограничных отношений.

7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешнейполитики.

Памятка для анализа экономического развитиястраны

1. Природно-географическое положение страны и его влияние наусловия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальноераспределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.

2. Направления государственной экономической политики: целии методы, роль государства в управлении экономикой.

3. Особенности промышленного развития: специализациярегионов, виды, характер, особенности организации производства; формысобственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы;типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемойрабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленнойпродукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).

4. Особенности сельского хозяйства: виды производства(земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характериспользуемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства,орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность;объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса ипредложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.

5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы,банки, ростовщичество; финансовая политика государства.

6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.

7. Место страны в мировом производстве.

Памятка для анализа социального положениястраны

1. Социальная основа страны: слои, классы, группы ихвзаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слоиобщества).

2. Этнический, религиозный состав общества, их положение встране, взаимоотношения с властью и «другими».

3. Социальная политика государства в отношении конкретныхгрупп и слоев населения.

4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.

Памятка для анализа политического положениястраны

1. Государственное устройство, характеристиказаконодательных, исполнительных и судебных органов власти.

2. Административно-территориальное деление.

3. Местные органы управления и самоуправления.

4. Формы власти: монархия или республика.

5. Политический режим.

6. Основные политические партии и движения. Их место в политическойсистеме государства.

7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмывоздействия общества на власть или их отсутствие.

8. Характер экономических, социальных, политических икультурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны имеждународное положение.

Памятка для анализа внешней политики страны

1. Положение страны на международной арене.

2. Цели и приоритеты внешней политики государства.

3. Основные направления внешней политики, их результаты заопределенный промежуток времени.

4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политикугосударства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политикигосударства в определенный период времени.

5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннееположение в стране.

Анализ революции.

1.Причины революции. Повод к началу.

2.Движущие силы революции. Вожди. Партии (группировки) и ихпрограммы.

3.Задачи революции.

4.Характер революции.

5.Ход революции. ( Этапы).

А) Начало революции. Дальнейшие этапы.

В) Важнейшие события.

С) Окончание.

6.Массы, вожди и другие участники революции.

7.Особенности революции.

8.Итоги революции. Вопрос о власти.

9.Причины победы (поражения).

10.Значение революции:

А) международные последствия,

В) значение исхода революции для дальнейшего развитиястраны.

Анализ сражения.

События, предшествующие сражению.

Силы, планы сторон. Военачальники. Подготовка к сражению.

Этапы битвы. Герои сражения.

Причины победы(поражения ). Исход битвы.

Значение битвы в ходе войны.

Памятка для учащихся, решающихпознавательные задачи по истории

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы кней.

2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите,что они дают для ответа на вопрос.

3. Если в условии текста познавательной задачи не хватаетданных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, чтоих этих знаний может помочь решению.

4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачиследует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ливы ясно и убедительно изложить доказательство.

5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существувопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросузадачи?

6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных,противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопросазадачи вы сделали и доказали?

8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условиизадачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того жеусловия?

Памятка по решению обществоведческих задач

Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомнитевопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощьюсловарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитыватьтолько на свои знания)

Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

       - определите,какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

       - подумайте, непротиворечат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данныхможет подсказать путь решения).

Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечьдля  решения задачи, к какимисточникам,  нормативно-правовым актамследует обратиться.

Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом илипредписанием.

Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

Убедитесь в правильности вашего ответа:

     - соответствуетли ваш ответ существу вопроса;

     - если в задачедано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

     - нет липротиворечий между вашими аргументами;

     - нет ли вусловии задачи данных, противоречащих вашему решению;

     - можно лисчитать предложенный путь решения единственно возможным;

     - не следуют лииз условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

Памятка по работе с архивными документами

Использование архивных документов постепенно становитсяобязательной нормой написания любой формы исследовательской работы для учащихсяобразовательных учреждений. Но использование архивных документов, ихпредставление в работе будут лишь тогда результативны, когда исследовательможет грамотно определить, что же нужно и как можно получить материал изданного конкретного архивного источника. Для этого необходимо определить некийпоследовательный алгоритм работы:

1. Изучение определенного круга исторической литературы потеме исследования

2. Выявление в литературе списка использованных фондовархивов и типов документов

3. Определение архивохранилища для работы, его составафондов (Работа с путеводителем в архиве). Таким образом, главной задачей станетопределение по путеводителю номеров фондов по теме исследования

4. Выписка названий и номеров фондов путеводителя, номераописи, соответствующей хронологическому периоду; заведующая читальным заломзаказывает эти описи в архивохранилище

5. Работа с описями, каталогами. В описях представленыназвания документов и проаннотировано их основное содержание, даны крайниехронологические даты представленных материалов. В каталогах представленысправочные карточки, расположенные строго по тематическому и хронологическомупринципам. В карточках написано название документа, дата и место его создания,выходные данные (фонд, опись, номер дела, лист). В процессе работы с описями исправочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) изаголовки единиц хранения

6. Заголовок выписываемого дела (документа) указывает напринцип формирования дела

7. После завершения работы с описями и составления карточекпо интересующим делам (документам) оформляется заказ у заведующего читальнымзалом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходныеданные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период дела

8. После выполнения читальным залом заказа исследователя,начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания работыинформации. Информацию можно заносить в тетрадь, на карточки. Данные в тетрадяхобязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинникили копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силуреального источника.

9. Ведение записей при работе с документами

Цитата берется в кавычки, текст записывается дословно, ссохранением стиля эпохи. К цитате необходимо составить аннотацию: из какогодокумента она взята, о чем в нем говорится. Исключение из цитаты отдельных слови фраз в принципе нежелательно, поскольку неизбежно ведет к искажениюсодержания документа. Искажение содержания практически гарантированоспособствует искажению научного смысла источника, и чаще всего факты становятсянепригодны к использованию в качестве научного доказательства.

Изложение традиционно представляется в записяхисследователей или сборниках документов и материалов, опубликованных в печати,записанным в квадратных скобках. Например, [докладная записка …..овоостановлении связи после интервенции. В записке представлен комплексмероприятий по решению намеченной проблемы]. В квадратных скобках могут бытьраскрыты допущенные в документе сокращения слов.

10. Порядок ссылок на архивные документы. Ссылки наисточники сведений, приводимых в исследовательских работах, делают возможнойпроверку этих сведений, позволяют судить об их достоверности, облегчаютпродолжение исследования. Без оформления ссылки ставится под сомнение сам факт,сообщаемый в исследовании, и научная ценность проведенной работы.

Ссылки отличаются от системы примечаний. В последнихраскрывается смысловое значение непонятного термина, дается расшифровка сокращений,вводится исторические данные о предприятиях, конкретных личностях и пр. Послеподобных текстов также требуется поставить выходные данные источника(литературы или архива).

 

 

Бесплатный хостинг uCoz